Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Рус  /  Eng
Телефон приемной
(831) 216-33-33

 

Официальный интернет-портал государственных услугИТ-проект года - 2017ITForum 2020Противодействие коррупцииПравительство Нижегородской областиМежведомственное взаимодействиеЦТВСистема 112ГЛОНАССФедеральное агентство по делам национальностейВместе ярчеЕДИНЫЙ РЕЕСТР

Актуальные вопросы внедрения ГЛОНАСС

 

ГУП "Х" просит Вас разъяснить, как отражается в бухгалтерском и налоговом учетах бортовое навигационное оборудование в виде системы ГЛОНАСС, установленное на автомобильную технику?

В соответствии с представленными копиями счетов-фактур от ООО "У" N 00000007 от 03.11.2009 г. и N 00000008 от 03.11.2009 г. ГУП "Х" приобретает навигационные модули "Line Guard", датчики топлива "LLS" и контроллеры датчиков уровня топлива "КДУТ-1".

Из устных разъяснений автора запроса следует, что на один автомобиль устанавливаются комплект приборов, состоящий из навигационного модуля, датчика топлива и контроллера датчика уровня топлива.

Автора запроса интересует вопрос, как учитывать данное имущество в качестве одного инвентарного объекта, который включает в себя навигационный модуль, датчик топлива, контроллер датчика уровня топлива или данные активы нужно принимать к учету отдельно друг от друга.

Из информации, полученной из интернета, следует, что навигационный модуль предназначен для определения координат автотранспорта и передачи их в диспетчерский пункт (принимающая станция). Оборудование для учета расхода топлива может использоваться как отдельно, так и в комплексе с навигационным модулем. Подключение к навигационному модулю позволяет получать данные по расходу топлива в режиме реального времени, а также строить различные отчеты на основе этих данных. При использовании навигационного модуля нет необходимости переноса данных с датчиков вручную.

Конструктивно датчик топлива подключен к контроллеру, который в свою очередь к навигационному модулю*(1). Причем передавать данные по расходу топлива с датчиков в режиме реального времени в диспетчерскую службу организации без использования навигационного модуля не возможно.

В целях определения объекта учета в отношении рассматриваемых активов обратимся сначала к ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(2).

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01.

При этом активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

В этой связи, для того, чтобы определить, каким образом квалифицировать приобретенные приборы

во-первых, необходимо определить единицу учета основных средств,

во-вторых, их стоимость нужно сравнить с установленным в учетной политике лимитом.

В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарным объектом основных средств может быть:

- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

- отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

По нашему мнению, датчик топлива с контроллером не следует учитывать как приспособление (принадлежность) навигационного модуля, поскольку навигационный модуль может выполнять свою функцию и без них.

В нашем случае, навигационный модуль предназначен для определения места положения автомобиля, в целях пресечения отклонения автомобиля от маршрутного графика, а также передачи данных в диспетчерскую службу организации.

Датчик топлива и контроллер датчика уровня топлива предназначены для контроля уровня топлива в баках, расхода топлива, одной из целей их установки является предотвращение хищения топлива.

Таким образом, функция датчиков топлива и контроллера датчика уровня топлива отличается от функции навигационных модулей.

В итоге совокупность навигационного модуля, датчика контроля расхода топлива и контроллер датчика расхода топлива под определение отдельного конструктивно обособленного предмета, предназначенного для выполнения определенных самостоятельных функций, не подходит, так как имеют различные функции.

Под определение конструктивно сочлененных предметов совокупность, включающая в себя датчик уровня топлива с контроллером и навигационный модуль, так же не подходит. Как следует из определения комплекса конструктивно сочлененных предметов, каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В нашем случае, как уже было сказано, навигационный модуль может выполнять свою функцию самостоятельно. Датчик топлива свою функцию (измерение уровня топлива) также может выполнять самостоятельно.

По вопросу возникает ли единый объект амортизируемого имущества, состоящий из нескольких частей, если каждая его часть может выполнять свою функцию самостоятельно, сложилась определенная судебная практика.

Например, в Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.05.2009 по делу N А53-18043/2008-С5-34 суд указал следующее: в соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 конструктивно сочлененные предметы должны быть смонтированы на одном фундаменте, поэтому каждый входящий в комплекс предмет не может выполнять свои функции самостоятельно. Поскольку торгово-выставочное оборудование состоит из витрин, которые могут использоваться отдельно, их стоимость можно списывать в расходы по мере ввода в эксплуатацию без применения механизма амортизации.

По вопросу учета составных компонентов компьютера в качестве отдельных объектов основных средств имеются две точки зрения. Мнение контролирующих органы изложено в письме Минфина от 04.09.2007 N 03-03-06/1/639, и заключается оно в том, что все приспособления и принадлежности стандартной комплектации персонального компьютера (монитор, системный блок, блок бесперебойного питания, клавиатура), представляющие собой комплекс конструктивно сочлененных предметов и способные выполнять свои функции только в составе комплекса, учитываются отдельным инвентарным объектом.

Однако на текущий момент имеется обширная судебная практика, говорящая об ином.

Например, в постановление ФАС Поволжского округа от 15.04.2009 по делу N А55-12150/2008 суд указал, что каждая из комплектующих частей стоимостью менее 10 000 руб. (монитор, клавиатура, мышь, системный блок) может использоваться отдельно на разных компьютерах взамен вышедших из строя либо для модернизации. Кроме того, они не смонтированы с системным блоком. Аналогичные выводы содержаться в Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2009 N Ф09-3963/09-С3 по делу N А50-12229/2008-А4, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2006 N Ф04-2872/2006(28639-А27-40), Ф04-2872/2006(28570-А27-40) по делу N А27-5376/2006-6, Постановление ФАС Уральского округа от 25.01.2006 N Ф09-6318/05-С7.

Таким образом, из судебной практики можно сделать вывод, что если каждая из комплектующих частей может выполнять свою функцию отдельно от других частей, то её следует рассматривать как отдельный инвентарный объект.

В результате навигационный модуль следует учитывать как самостоятельный инвентарный объект, в который не входит датчик топлива с контроллером.

В то же время исключить полностью риски того, что контролирующие органы будут придерживаться позиции, что навигационный модуль, датчик топлива и контроллер следует учитывать в качестве одного инвентарного объекта, не представляется возможным.

Что касается датчика топлива и контроллера датчика уровня топлива, то в данном случае формально датчик топлива может выполнять свою функцию по определению данных по расходу топлива без контроллера. В то же время приобретался он с целью выполнения работы по передаче данных об уровне расхода топлива в режиме реального времени, что обеспечивается с помощью соединения его через контроллер к навигационному модулю. Поэтому считаем, что датчик топлива и контроллер датчика уровня топлива можно признать как комплекс конструктивно сочлененных предметов.

Таким образом, считаем, что в бухгалтерском учете навигационный модуль можно рассматривать как один инвентаризационный объект, а датчик топлива и контроллер датчика топлива в качестве комплекса конструктивно сочлененных предметов признать другим инвентарным объектом.

 

Касательно правил учета транспортных расходов и соответствующих расходов по монтажу датчика топлива, навигационного модуля, контроллера датчика топлива, сообщаем следующее:

В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством РФ).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются в том числе:

суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

Аналогичное требование содержится в п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н.

Таким образом, стоимость монтажа конкретного объекта формирует его первоначальную стоимость.

При этом стоимость транспортных расходов, указанных в счете-фактуре N 00000008 от 03 ноября 2009 г. и относящихся к нескольким объектам имущества, по нашему мнению, можно распределить между данными объектами пропорционально любому обоснованному организацией критерию, например, пропорционально их стоимости.

Таким образом, расходы по соответствующим работам по монтажу навигационного модуля, датчика топлива, контроллера датчика уровня топлива включаются в их первоначальную стоимость (фактическую себестоимость).

По нашему мнению, распределить стоимость транспортных расходов, относящихся к нескольким приобретенным активам можно пропорционально любому экономически обоснованному критерию.

 

По словам автора запроса, в бухгалтерском учете к основным средствам относятся активы стоимостью более 20 000 рублей.

В рассматриваемом случае первоначальная стоимость навигационного модуля и датчика с контролером менее 20 000 рублей, в результате данные активы следует признать в учете в составе материально-производственных запасов.

Что касается налогового учета, то согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.

Таким образом, в налоговом учете организациям не дано право выбора по установлению стоимостного критерия для признания объекта в качестве амортизируемого имущества.

Так как первоначальная стоимость каждого навигационного модуля, датчика топлива, контроллера датчика топлива в рассматриваемом случае менее 20 000 руб., то данное имущество не относится в налоговом учете к амортизируемому имуществу.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ стоимость указанного имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме в момент его ввода в эксплуатацию.

ООО "Аудит-новые технологии", декабрь 2009 г.

В нашем учреждении автомобили скорой помощи оборудованы навигаторами системы ГЛОНАСС. Данные с системы получаем по пройденному километражу. Надо ли списывать ГСМ по фактическим данным ГЛОНАСС?

Если в учетной политике учреждения установлено, что нормы списания ГСМ определяются в соответствии с Распоряжением N АМ-23-р, то именно этим документом, а не фактическими данными системы ГЛОНАСС учреждение должно пользоваться при определении расходования ГСМ и последующего его списания со счетов бухгалтерского учета.

К тому же у системы ГЛОНАСС имеются свои особенности. Она рассчитывает расстояния до населенных пунктов исходя не из фактических километров дороги, а по прямой, то есть с искажениями. Более того, не все населенные пункты внесены в базу данных, поэтому часть поездок вообще не учитывается. Часто бывает так, что система учитывает только последнюю поездку в течение рабочего дня, а остальные "выбрасывает".

М. Волкова,

эксперт журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2013 г.

В 2012 году проводились работы по оснащению транспортных средств спутниковой навигацией ГЛОНАСС. По какой статье (подстатье) Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) следует отражать расходы по оплате указанных работ?

При отнесении в 2012 году расходов на соответствующую статью (подстатью) КОСГУ следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н (далее - Указания).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, средства навигационные (код 14 3221020) перечислены в подразделе "Машины и оборудование".

Средства спутниковой навигации устанавливаются на транспортные средства не на один год, поэтому в целях бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений они учитываются в составе основных средств (п. 38 Инструкции N 157н*(1)).

С учетом вышесказанного согласно Указаниям следует относить расходы:

- по приобретению средств спутниковой навигации - на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ;

- по выполнению работ по установке средств спутниковой навигации на транспортные средства - на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Отметим, что применение указанных статей КОСГУ будет зависеть от формулировки расходов, прописанных в договоре. Если в договоре стоимость оборудования не выделяется отдельной строкой, то есть прописываются лишь расходы по установке спутниковой навигации ГЛОНАСС, то всю сумму, предусмотренную таким договором, необходимо относить на подстатью 226 КОСГУ.

А. Бирюков,

к.э.н., заместитель начальника Управления

внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности

деятельности Федерального казначейства

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2013 г.

Как следует учитывать оборудование системы ГЛОНАСС, установленное на транспортное средство (абонентский терминал), и оборудование системы ГЛОНАСС (аппаратно-программный комплекс), которое обеспечивает прием данных от абонентских терминалов, установленное стационарно (удаленно) от абонентских терминалов?

Согласно указаниям пункта 38 Инструкции N 157н нефинансовые активы независимо от их стоимости при сроке использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

Состав нефинансовых активов, относящихся к материальным запасам, вне зависимости от срока их эксплуатации установлен пунктом 99 Инструкции N 157н.

Следовательно, руководствуясь Указаниями N 171н, при условии использования учреждением аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС более 12 месяцев и с учетом положений пункта 99 Инструкции N 157н, расходы по приобретению указанной аппаратуры следует относить на код КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств".

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, средства навигации имеют код 14 3221020.

Согласно пункту 23 Инструкции N 157н основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (фактические вложения учреждения в приобретение этих объектов основных средств).

Пунктом 45 Инструкции N 157н установлено, что единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

На основании пункта 41 Инструкции N 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

При этом комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если же по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Принятие к учету в составе основных средств спутниковой навигации ГЛОНАСС согласно Инструкции N 162н отражается по дебету счета 1 101 34 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования - иного движимого имущества учреждения" и кредиту счета 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения".

Учитывая изложенное, по нашему мнению, оборудование системы ГЛОНАСС, установленное на транспортное средство (абонентский терминал), и оборудование системы ГЛОНАСС (аппаратно-программный комплекс), которое обеспечивает прием данных от абонентских терминалов, установленное стационарно (удаленно от абонентских терминалов), необходимо учитывать как обособленные объекты основных средств (отдельные инвентарные объекты).

Р.П. Алексеева,

советник государственной гражданской службы

Российской Федерации 3 класса

"Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2013 г.

Какой код ОКОФ установлен для системы мониторинга автотранспорта (электронный самописец, регистрирующий все перемещения транспортного средства путем записи времени и маршрута в виде точек с географическими координатами, полученных со спутников GPS и/или ГЛОНАСС)?

Во введении к "ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее - Классификатор), указано, что группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.

Системы мониторинга автотранспорта в Классификации прямо не поименованы. Исходя из назначения оборудования - регистрация всех перемещений транспортного средства путем записи времени и маршрута в виде точек с географическими координатами, полученных со спутников GPS и/или ГЛОНАСС, - указанные системы можно отнести к группировке "Аппаратура управления, контроля, регистрации сообщений и оборудование вспомогательное для систем передачи данных" с кодом ОКОФ 14 3222155 8.

Л.Ю. Симонова,

редактор-эксперт журнала

"Бюджетный учет"

"Бюджетный учет", N 5, май 2013 г.

Муниципальное предприятие осуществляет грузовые и пассажирские перевозки в пригородном, междугородном и международном сообщении. Используемые в перевозках пассажиров и багажа транспортные средства (автобусы) оснащены спутниковым оборудованием ГЛОНАСС. Обязано ли предприятие оснастить автобусы тахографами, на чем настаивают инспекторы безопасности дорожного движения?

Начнем с того, что требование по оснащению ТС спутниковым оборудованием ГЛОНАСС установлено п. 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств*(1). Дословно: ТС, включая специальные транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Аналогичное условие указано в п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом*(2). Таким образом, необходимость оснащения автобусов транспортного предприятия спутниковым оборудованием ГЛОНАСС не вызывает сомнений. Требования к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утверждены Приказом Минтранса РФ от 31.07.2012 N 285.

Что касается тахографов, то они "пришли" из другого документа - Закона о контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок*(3). В нем сказано, что водители транспортных средств при международных автомобильных перевозках по территории России обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором РФ о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. На территории России должно выполняться требование об установке на транспортных средствах и использовании контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей ТС, принадлежащих российским перевозчикам, при международных автомобильных перевозках.

На основании ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения*(4)  принято Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими ТС, порядке оснащения ТС тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы". Однако в данном документе есть лишь отсылочная норма, которая звучит так: порядок оснащения транспортных средств тахографами определяется Минтрансом. И соответствующий документ Минтрансом принят - это Приказ от 13.02.2013 N 36 (далее - Приказ N 36), вступивший в силу с 1 апреля 2013 года.

Согласно приложению 1 к Приказу N 36 требования к тахографам, устанавливаемым на ТС, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения ТС, о режиме труда и отдыха водителей. Тахографы используются:

- водителями - в целях регистрации и учета режима труда и отдыха;

- транспортными предприятиями - в целях контроля за соблюдением водителями режима труда и отдыха;

- контролерами - в целях контроля за соблюдением водителями режима движения, труда и отдыха.

В состав тахографа входит бортовое устройство и следующие компоненты:

- карты тахографа, датчик движения (как резервное устройство при отсутствии соединения с системами спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS);

- антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;

- антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

- комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

Тахографами оснащаются следующие категории и виды ТС, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории РФ (приложение 2 к Приказу N 36):

- используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;

- используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;

- предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;

- предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

В рассматриваемом приложении названы два исключения по оснащению тахографами:

- транспортные средства категории M2, M3 (автобусы), осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом*(5);

- транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам согласно карточке допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров*(6), оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Из сказанного следует, что перевозчик пассажиров и багажа, работающий на городских и пригородных маршрутах, не обязан оборудовать ТС тахографами, если действует в рамках Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. На междугородных маршрутах оснащение ТС тахографом обязательно. В отношении оснащения тахографами автобусов международных пассажирских перевозок нужно помнить об условиях, невыполнение которых влечет обязанность установить тахограф. В частности, если транспортное предприятие занимается международными пассажирскими перевозками на автобусах и у него отсутствует карточка допуска на автотранспортные средства для осуществления международных автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, то транспортное предприятие обязано оснастить автобусы тахографами.

За невыполнение названного требования предусмотрена административная ответственность как для водителей, так и для юридического лица. В силу ст. 11.23 КоАП РФ управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение административного штрафа в размере до 2,5 тыс. руб. Нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

В качестве примера из судебной практики можно привести Постановление Забайкальского краевого суда от 17.04.2012 N 7-58-2012. В нем водитель правомерно привлечен к административной ответственности, поскольку управлял грузовым автотранспортным средством при осуществлении международной автомобильной перевозки без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха. Кроме того, так как целью установки тахографа является обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, есть и вероятность привлечения юридического лица к ответственности по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства без тахографа. В соответствии с данной нормой за перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств грозит наложение административного штрафа на граждан в размере 3 тыс. руб., на должностных лиц - 5 тыс. руб., на юридических лиц - 30 тыс. руб. Очевидно, что попасть на штраф по приведенному основанию можно лишь в том случае, если ТС должно быть оборудовано тахографом.

На заметку. Водителям запрещается осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, в случае если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством (п. 10 приложения 3 к Приказу N 36).

Остается добавить, что работа тахографов, установленных на ТС, контролируется мастерскими и транспортными предприятиями в целях исключения нарушения водителем, управляющим ТС для перевозки грузов или пассажиров, режима труда и отдыха. После выпуска транспортного средства на линию водитель проверяет работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации. Очевидно, что если в автобусе установлен не тахограф, а аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС, то она контролируется и используется согласно инструкции по ее эксплуатации.

А.Р. Миронова,

эксперт журнала "Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2013 г.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" транспортные средства, осуществляющие перевозку в том числе специальных и опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Организация приобретает аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС с целью установки на собственные транспортные средства. Стоимость комплекта аппаратуры с установкой колеблется в диапазоне от 30 до 50 тыс. руб.

Как учесть данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Можно ли учесть их как "Приобретение услуг сторонних организаций" с единовременным списанием затрат проводкой "Дебет 20 Кредит 60" (без создания актива)?

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета расходов на приобретение аппаратуры спутниковой навигации зависит от квалификации приобретенного актива.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01).

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 к основным средствам относится в том числе оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника.

Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ).

Таким образом, если приобретенная организацией аппаратура спутниковой навигации соответствует требованиям п. 4 ПБУ 6/01 и стоимость ее единицы превышает установленный в учетной политике для целей бухгалтерского учета лимит стоимости основных средств, то указанный актив следует принимать к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. В противном случае приобретенную организацией аппаратуру спутниковой навигации следует учитывать в составе МПЗ.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01), МПЗ - по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01)).

Следовательно, затраты организации на приобретение аппаратуры спутниковой навигации будут формировать первоначальную или фактическую стоимость соответствующего актива (п. 8 ПБУ 6/01, п. 6 ПБУ 5/01) и учитываться в расходах в порядке, установленном для объектов основных средств и МПЗ.

Так, стоимость объектов основных средств будет признаваться в расходах ежемесячно через амортизационный механизм в порядке, установленном п.п. 17-25 ПБУ 6/01, что отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет 20 (25, 26 и другие) Кредит 02.

Стоимость МПЗ признается в расходах по мере списания их в производство в порядке, предусмотренном п.п. 16-22 ПБУ 5/01, что отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет 20 (25, 26 и другие) Кредит 10.

Таким образом, единовременное списание затрат на приобретение аппаратуры спутниковой навигации с использованием проводки "Дебет 20 Кредит 60" считаем недопустимым.

 

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Как отмечается в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р, совершенствование перевозочных технологий на основе оснащения автотранспортных средств навигационными устройствами при использовании спутниковых систем (ГЛОНАСС/GPS) в первую очередь на междугородных и международных маршрутах способствует повышению эффективности функционирования автотранспортной отрасли за счет улучшения эксплуатационных показателей работы автомобилей.

Учитывая изложенное, а также требования ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" считаем, что расходы организации на приобретение аппаратуры спутниковой навигации следует признать обоснованными.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Если приобретенная организацией аппаратура спутниковой навигации удовлетворяет требованиям п. 1 ст. 256 НК РФ, в том числе в части первоначальной стоимости ее единицы, то указанная аппаратура для целей налогообложения прибыли должна учитываться в составе амортизируемого имущества, а именно - в составе объектов основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). В противном случае затраты организации на приобретение аппаратуры спутниковой навигации следует рассматривать в качестве материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Следовательно, расходы организации на приобретение аппаратуры спутниковой навигации будут формировать первоначальную стоимость объектов основных средств.

Первоначальная стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст.ст. 259-259.2 НК РФ, и признается в расходах ежемесячно (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Расходы на приобретение отдельных комплектов аппаратуры спутниковой навигации, не соответствующих критериям признания их в качестве объектов основных средств, будут учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли в составе материальных расходов единовременно на дату ввода их в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

 

К сведению:

Установка аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС, на наш взгляд, не приводит к изменению технических и эксплуатационных характеристик автомобиля (грузоподъемность, качество применения) а также к увеличению мощности, срока его полезного использования, следовательно, такая установка не является модернизацией автомобиля.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шпилевая Ольга

По какой статье КОСГУ нужно оплачивать абонентское обслуживание бортового навигационного оборудования (ГЛОНАСС)?

 

Расходы по абонентскому обслуживанию бортового навигационного оборудования в соответствии с Указаниями N 171н следует отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".

 

А А. Кучеренко,

консультант

"Бюджетный учет", N 4, апрель 2013 г.

 

Система Orphus
TwitterLjFacebookДобавить в LinkedinВконтактеМой МирОдноклассникиLiveinternetЯ-ру
Яндекс.Метрика